Это надо знать

Таинство исповеди

         

В православном катехизисе дается следующее определение этого таинства: «Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом».

Худ. А. Корзухин. Перед исповедью. 1877

Каждому из нас, хотя бы несколько раз в жизни приходилось признавать свою неправоту, говоря простое, но такое, порой сложно выговариваемое слово «прости». Но если человек невоцерковленный просит прощения только у тех, кого он обидел, то христианин еще просит прощения у Бога.

Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях и не рассказ духовнику о своей жизни, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения.

Что же обозначает понятие исповеди, и как к ней готовиться мы попробуем разобраться с помощью Священного Писания и святых отцов.

Худ. Б. Клементьев. Исповедь. Современная картина

Исповедь — перемена ума

Слова «покаяние» или «исповедь», к сожалению, не совсем точно отображают смысл этого таинства. В русском исповедоваться значит открывать свои грехи. В греческом языке таинство исповеди называется «метанойя» — перемена ума. Это значит, что её цель не только в том, чтобы попросить прощения, но и с помощью Божией изменить свой ум.

Проповедь Христа призывает к изменению образа мысли и образа жизни, отказу от греховных дел и помыслов. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово «обращение»: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер.18:11).

Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется, прежде всего, в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину. Всё, что Божие, всё, что принадлежит Ему — положительно и реально. Всё, что вне Его, не имеет ни ценности, ни значения. Это активное, положительное состояние, заключающееся в том, чтобы идти в правильном направлении».

Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Покаяние — не просто раскаяние. Иуда, предав Господа, впоследствии раскаялся, но покаяния не принес. Он сожалел о том, что сделал, но не нашел в себе сил ни испросить прощения у Господа, ни чем-то добрым исправить то зло, которое совершил. Он не сумел переменить свою жизнь, вступить на путь, на котором мог бы загладить прежние грехи. В этом отличие между ним и апостолом Петром: тот отрекся от Христа, но всей своей последующей жизнью, подвигом исповедничества и мученичества доказал свою любовь к Богу и тысячекратно искупил свой грех».

И. Репин. Отказ от исповеди. 1879-85

Установление таинства исповеди

Покаяние перед Богом, иногда всем народом – распространенная практика, широко встречающаяся во времена Ветхого Завета. Мы можем вспомнить праведника Ноя, который призывал народ к покаянию. Мы встречаем положительные примеры принесения покаяния: пророк Иона взывал к ниневитянам, возвещал им погибель. И жители услышали его слова и раскаялись в грехах, они умилостивили Бога своими молитвами и получили спасение (Иона 3; 3).

Таинство исповеди в христианском осмыслении берет свое начало с апостольских времен. В деяниях апостольских сказано, что «многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19; 18).

В Священном Писании покаяние является необходимым условием для спасения: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13; 3). И оно с радостью приемлется Господом и угодно Ему: «так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15; 7).

Именно апостолам и их приемникам – епископам, а через них священникам Господь дал право и возможность прощать человеческие грехи: «Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся)» (Ин. 20,22—23).

Исповедь в первые века не имела строго последования, как и другие таинства. В разных Церквях встречались разные практики, связанные с местными обычаями. Но уже тогда можно было выделить несколько основных компонентов, встречавшихся почти повсеместно. Среди них, прежде всего, нужно отметить личную исповедь перед пастырем или епископом и исповедь перед всей церковной общиной, которая практиковалась вплоть до конца IV века, когда Константинопольский патриарх Нектарий отменил должность пресвитера-духовника, занимавшегося делами публичного Покаяния.

И. Репин. Один из набросков к картине. 1880

Как готовиться?

Распространенной ошибкой многих христиан является порочная практика вспоминать о своих грехах уже стоя в очереди. Подготовка к исповеди должна начинаться задолго до таинства. В течение нескольких дней готовящийся должен проанализировать свою жизнь, вспомнить все дела, мысли, поступки, которые смущают его душу.

Приготовление к исповеди состоит не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех. Оно заключается в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при котором, как при свете, станут видны ясно наши грехи. Духовнику исповедник должен принести не список, а покаянное чувство, не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Митрополит Антоний Сурожский в одной из своих проповедей заметил: «Иногда приходят люди и вычитывают длинный список грехов — которые я по списку знаю, потому что у меня есть те же самые книжки, что у них. И я их останавливаю, говорю: «Ты не свои грехи исповедуешь, ты исповедуешь грехи, которые можно найти в номоканоне, в молитвенниках. Мне нужна твоя исповедь, вернее, Христу нужно твое личное покаяние, а не общее трафаретное покаяние. Ты не можешь чувствовать, что осужден Богом на вечную муку, потому что не вычитывал вечерние молитвы или не читал каноны, или не так постился».

Митрополиту Антонию вторит митрополит Иларион (Алфеев): «Часто на исповеди говорят не о своих грехах, а о грехах других людей: зятя, свекрови, тещи, дочери, сына, родителей, сослуживцев, соседей. Иногда священнику приходится выслушивать истории со многими действующими лицами, с рассказами о грехах и недостатках родственников и знакомых. Все это к исповеди не имеет никакого отношения, потому что за свои грехи наши родственники и знакомые будут отвечать сами, за наши же грехи придется отвечать нам. И если у кого-то из нас не складываются отношения с родственниками, сослуживцами, соседями, то надо, готовясь к исповеди, задать себе вопрос: в чем моя вина; чем я согрешил; что я мог сделать, чтобы ситуация изменилась к лучшему, но не сделал? Всегда нужно прежде всего искать свою вину, а не винить ближних. Иногда люди приходят, чтобы пожаловаться на жизнь. Что-то в жизни не сложилось, постигла неудача, и человек приходит к священнику, чтобы сказать, как ему трудно. Надо помнить, что священник – это не врач-психотерапевт, а храм – не то место, куда нужно приходить с жалобой. Конечно, священник в каких-то случаях должен вы­слушать, утешить, ободрить, но нельзя сводить исповедь к психотерапии».

Преподобный Никон Оптинский, говоря о подготовке к исповеди, советует своим чадам «глубже вникнуть в самих себя и тщательно проследить за своими помыслами, чувствами и плакать об имеющихся в нас страстных, греховных чувствах, желаниях, помышлениях, их должны мы непременно изгнать, как Богу неугодные, и, изгнав, уже отнюдь не допускать в свое сердце, бо не можем мы в страстном состоянии петь песнь Господню».

Важным моментом подготовки является чистое сердце. Желая исповедоваться, христианин должен от всего сердца попросить прощения у тех, кого он обидел, и простить своих обидчиков. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит по этому поводу следующее: «Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить! Простить без промедления, сейчас же! Простить по-настоящему, а не так: «Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!» Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа».

Н. Лосев. Блудный сын. 1882.
В евангельской притче о блудном сыне показан образ «покаяния» — перемены себя, отказа от греха. Исповедь (Таинство покаяния) – таинство Православной Церкви, во время которого исповедующий свои грехи с искренним раскаянием, получает разрешение и оставление грехов от Бога.

Исповедание грехов

Чтобы принести покаяние в грехах необходимо разобраться и понять, что такое грех. Католическая традиция, восходящая к Ансельму Кентерберийскому, определяет грех в юридической плоскости. Грех воспринимается как нарушение закона, совершение преступления.

Православная традиция всегда относилась к греху как к болезни, что и было зафиксировано в постановлении VI вселенского собора. А в литургической практике Православной Церкви такое понимание греха выражено в многочисленных молитвословиях, самые известные из них – в чине Исповеди. Человеку, исповедающему свои грехи, говорится: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши». Да и само греческое слово амартиа, переводящееся как «грех», имеет еще несколько значений, одно из которых – болезнь.

Святитель Григорий Нисский говорит о грехе так: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра».

Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «Грех совершает насилие над природой».

Притча о блудном сыне. Современная греческая икона.
«Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается. Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. К Богу нельзя идти с чувством «вот я покаюсь и всё будет хорошо». Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.» диакон Андрей Кураев

Как часто нужно исповедоваться?

Вопрос этот не имеет однозначного ответа. Частоту исповеди должен определять сам христианин, посоветовавшись со своим духовником. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в одной из передач так ответил на вопрос телезрителей: «По мере необходимости, это очень индивидуально. Если есть навык, то каждый раз, когда сердце болит о каком-то грехе. Кому-то это необходимо несколько раз в месяц, кому-то — раз в неделю, кому-то чаще, кому-то реже. Надо исповедоваться так часто, чтобы голос совести всегда громко звучал в человеческом сердце. Если он начинает затихать, значит, что-то не так».

Если же исповеданный грех продолжает мучить, и боль от него не утихает, не стоит этим смущаться, сказал владыка. «Грех наносит рану человеческой душе. Для заживления любой раны требуется время, она не может просто взять и затянуться. Мы люди, у нас есть совесть, у нас есть душа и после нанесенной ей раны она, конечно же, болит. Иногда всю жизнь. Есть такие ситуации, такие грехи, рана от которых остается в человеческом сердце очень надолго, даже если человек раскаялся и получил прощение от Бога».

Но если эти грехи больше не повторялись, то называть их снова на исповеди нет необходимости, отметил митрополит Лонгин. «Каждый грех, мы знаем, по традиции заглаживается епитимьей. И вот эта память о грехе, память скорбная, болезненная, вполне может быть воспринята как епитимья от Бога».

Худ. К. Лебедев.

Детская исповедь

С какого возраста нужно исповедоваться детям, как рассказать и подготовить малыша к первому покаянию – эти вопросы волнуют многих православных родителей. Протоиерей Максим Козлов советуют в таких случаях не спешить: «Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков. Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.»

С. Милорадович. У исповедника

Зачем на исповеди нужен священник

Исповедь — это не беседа. Священник не обязан что-то говорить. Он обязан слушать, обязан понять, искренне ли кается человек. Давать советы не всегда уместно. Митрополит Антоний Сурожский говорил в одном своем слове об исповеди: «Иногда честный священник должен сказать: «Я всей душой болел с тобой во время твоей исповеди, но сказать тебе на нее ничего не могу. Я буду молиться о тебе, но совета дать не могу».

Каждая исповедь — это обещание приложить все усилия для того, чтобы впредь не возвращаться к исповеданному греху. Священник — только свидетель этой вашей клятвы верности Богу.

Священник наделен властью от Бога прощать те наши грехи, в которых мы приносим искреннее покаяние. Это нелегкое бремя ответственности и власти Христос дал Своим апостолам.

 

 

Таинство крещения

(второе рождение )

  «Таинства, сами по себе, не могут исцелить человека: Иуда на Тайной вечере причастился, и с причастием в него вошел сатана. Когда человек принимает решение креститься, то он должен принять решение жить по Евангелие. Если этого нет, то нет никакого проку в пустом совершении обряда. Бог не может спасти человека без воли и согласия самого человека».
Сегодня главное содержание Таинства Крещения как единения с
Церковью многими забыто. Крестины превратились в «частную требу»: для кого-то это — акт сродни медицинскому, для кого-то — дань традиции. И даже те, кто пришел креститься вполне сознательно, далеко не всегда понимают смысл совершаемых действий. Но ведь так не годится! Долго ли еще нам твердить несмысленное: «Мы не знаем, как тут у вас все делается…»? Может быть, давайте узнаем, наконец?— Батюшка, нам бы хотелось покрестить ребенка. Можно завтра?— Давайте лучше так: вы, родители и крестные ребенка, придете на исповедь и причаститесь. А потом и крестим!— Ой, а у нас крестный из Ростова приезжает на один день / гости уже приглашены / путевка в Египет с послезавтра / Бог в душе, нам Церковь ни к чему (нужное подчеркнуть).Такие эпизоды в пастырской практике не редкость. Ну что тут скажешь? Хочется привести в ответ другой пример:— Девушка, здравствуйте. Меня зовут Ваня. Давайте с вами сегодня поженимся, обвенчаемся? А то у меня и свидетели уже подобраны, и гости на вечер приглашены, дядя из Ростова приехал — специально на свадьбу…— ?!!Абсурд? Конечно. Но ведь и первый диалог не менее странен. Ведь крещение — это не что иное, как венчание человека с Церковью Христовой. Здесь те же обеты верности и любви, то же соединение двух судеб: судьбы нового христианина с судьбой Церкви (и наоборот!). Так прежде нас Сам Христос дал обет верности Своей Церкви «и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова». Эти слова из Послания апостола Павла к Ефесянам Церковь вспоминает, совершая Таинство Брака — венчание. И здесь же — воспоминание не только о Крестной жертве Христовой, но и об освящении «банею водною», то есть о крещении!Подобно тому как венчанию предшествует обручение, или помолвка (обещание верности еще до вступления в брак), крещению — таинству венчания души человека с Церковью — предшествует чин оглашения. В ранние века оглашение (т. е. подготовка к крещению) могло продолжаться несколько лет, а иногда и дольше. Так, святой царь Константин, положивший в Византии конец эпохе гонений на христиан, принял крещение только на смертном одре, а до того оставался оглашенным. В дальнейшем христианская вера прочно вошла в народный уклад, и крещение стало совершаться, за редкими исключениями, над младенцами. По этой причине чин оглашения очень скоро «сросся» воедино с самой службой крещения. В данном отношении современная ситуация отчасти похожа на первохристианские времена. Поэтому хорошо, когда те, кто решил креститься во взрослом возрасте, заблаговременно пройдут оглашение.

1. Отречение от сатаны

Главный момент в чине оглашения — изъявление свободного желания войти в единую жизнь со Христом и Его Церковью. Крещаемый прежде всего отрекается от зла. Священник предлагает ему повернуться на запад — спиной к святому алтарю. «Отрекаеши ли ся сатаны, всех ангелов его, всего служения его и всея гордыни его?» — «Отрекаюся!» Этот диалог между священником и новым христианином повторяется трижды. И после: «Отреклся ли еси сатаны?» — «Отрекохся!» (т. е. «да, я отрекся»). И это окончательное отречение также повторяется трижды. «И дуни и плюни на него!» — велит священник. При этом взрослые люди нередко улыбаются: нечасто случается соединить с движением души столь непосредственный, «детский» жест. Но тот, на кого вы только что дунули и плюнули, воспринял это со всей серьезностью. Для него такой плевок — не ерунда, но вызов! Здесь для нового «воина Христова» начинается духовное противоборство диаволу.

2. Сочетавание со Христом

Вновь повернувшись лицом к алтарю, крещаемый (и его восприемники) выражают свободное желание быть со Христом: «Сочетаваеши ли ся Христу?» — «Сочетаваюся!» (вопрос и ответ звучат трижды). «Сочетался ли еси Христу?» — «Сочетахся!» Как жених уже принимает на себя ответственность за невесту (и перед невестой), так и оглашенный — хотя еще не крещен — уже «сочетался» Христу. «И веруеши ли Ему?» — «Верую Ему, яко Царю и Богу!» Затем крещаемый должен произнести исповедание православной веры — Символ веры, составленный более полутора тысяч лет назад святыми отцами I и II Вселенских соборов. Подтвердить, что его «кредо» совпадает с Credo всей Церкви (лат. credo — «верую» — первое слово Символа веры). После оглашения взрослого ему полагается некоторое время обучаться церковной жизни через посещение богослужений и чтение Евангелия.

3. Освящение воды, помазание ее елеем

В Таинстве Крещения центральная молитва — молитва на освящение воды: устами священника Церковь молит Бога — Создателя мира, освятившего «всю тварь», освятившего воды Иордана в Крещении Христа сошествием Святого Духа, — освятить и «воду сию». Чтобы погрузившийся в нее принял не только (и не столько) очищение тела, но и просвещение души. По окончании молитвы на воду изливается оливковое масло — елей (в современной традиции воду лишь «помазывают» кисточкой, омоченной в этом святом елее). Нетрудно представить картину древней церковной реальности: как празднично сверкает в солнечный день бликами «оливкового света» вода реки, в которую погружаются новые «людие Христовы»!

4. Помазание елеем

«Помазуется елеем радования…» и сам «раб Божий», приходящий ко Святому Крещению. На православном Востоке ему попросту выливают на голову целый сосуд масла! В принятой у нас традиции все не так экзотично. Священник лишь наносит кисточкой знак креста: на челе («во имя Отца и Сына и Святаго Духа»), на груди («во исцеление души»), на спине («и тела»); на ушах – («в слышание веры»); на руках («руце Господни сотвористе тя и создасте тя»), на ногах… Это праздничное помазание приемлет человек весь — с головы до ног: чтобы «ходити ему по стопам заповедей Его»!

5. Троекратное погружение, белые одежды

Почему в крещении человека трижды погружают в воду? С одной стороны — «во имя Отца — аминь! — и Сына — аминь! — и Святаго Духа — аминь!». Но иная, не менее важная грань духовного смысла здесь такова: человек трижды погружается в воду, как в смерть (ведь в водной среде дыхание и жизнь для человека невозможны!) — во образ трехдневной смерти Иисуса Христа. И восстает из купели — вместе со Христом, Воскресшим из мертвых! Так что, по самому большому счету, по счету Церкви, крещеный человек уже умер. И уже воскрес во Христе.

Сразу после крещения во святой купели на христианина возлагается нательный крест и светлая крещальная одежда — «риза правды» (т. е. праведности!). Это — видимый символ пришедшей к человеку праведности Христовой. Христос дает ее уверовавшему Сам, по благодати — то есть даром! Проблема теперь лишь в том, чтобы человеку эту светлую одежду души, по слову апостола Павла, «даже до конца сохранить».

6. Миропомазание

Святое миро — это нечто гораздо большее, чем упомянутый выше «елей радования». Помазание миром мы принимаем только один раз в жизни. Если своим крещением христианин приобщился Христовой Пасхе, то через помазание миром он мистически приобщается к Церкви, входя в день Ее рождения: в тот день, когда на апостолов сошел с небес Святой Дух (это событие Церковь отмечает как праздник Святой Пятидесятницы, или «день Святой Троицы»). Всякий раз произнося: «Печать дара Духа Святаго», священник знаменает, запечатлевает святым миром все чувства христианина и весь его «телесный состав»: чело, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Помазанный миром — уже не просто одиночка, поверивший тому, что написано в Евангелии. Теперь он, как ветвь к дереву, привит к живому древу Церкви, корни которого — сами святые апостолы и их великая вера.

7. Шествие вокруг купели

Облаченные в светлые одежды, со свечами в руках, новокрещеные в сопровождении восприемников идут от воды крещения к храму Божию: здесь их встречает уже начавшееся церковное собрание, здесь им предстоит завершить свой вход в общение со Христом в Евхаристии…

Такой древний порядок сегодня, увы, почти никогда не исполняется на практике. Правда, в некоторых храмах сегодня возрождают древнюю практику, но пока крещальная литургия — явление крайне редкое. Как правило, крещение совершается вне зависимости от времени литургии, и новокрещеным предстоит самим не забыть причаститься Святых Христовых Таин в один из ближайших дней. Но след от того торжественного шествия к храму в белых одеждах — остался. Сегодня это крестный ход вокруг купели. «Елицы во Христа крестистеся — во Христа облекостеся. Аллилуия! — поет хор, по слову апостола Павла в Послании к Галатам: — Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3: 27).

8. Пострижение волос

Последнее из священнодействий службы крещения. Пострижение — древний традиционный знак посвящения человека святому служению. В знак послушания — преклоняя голову для пострижения — христианин выражает покорность Церкви, как сын — своей матери. В некоторые из древних эпох священникам полагалось выстригать волосы на макушке (т. н. тонзура). Это было одним из внешних знаков их посвящения. Но крещаемым не нужно бояться за свою прическу: сегодня при крещении принято состригать с головы крестовидно лишь совсем небольшие прядки волос.

9. Свидетельство о крещении

В наши дни далеко не во всех храмах ведутся регулярные церковные метрики. А вот до революции 1917 года не существовало никаких иных метрик, кроме церковных. Так что сегодняшнее свидетельство о крещении раньше было документом ничуть не менее важным, чем наши свидетельство о рождении и паспорт! На практике этот документ может особенно пригодиться поступающим на церковное послушание (проще говоря — работать в храме) или при поступлении в какое-нибудь духовное учебное заведение. Кроме того, свидетельство поможет вам (и вашим крестным!) не забыть день собственного крещения — этот праздник стоит отмечать приходом в церковь, исповедью и причастием Святых Таин.

Венчание: решительный шаг в любовь

Сегодня даже среди православных христиан многие склонны недооценивать таинство брака — венчание, не говоря уже о «штампе в паспорте», как пренебрежительно называют регистрацию семейного союза в ЗАГСе. «Главное, что мы любим друг друга — и какое до этого дело другим людям? А если вдруг разлюбим — неужели же какие-то жалкие пометки в паспорте помешают нам развестись?»

Богослужебный чин венчания в нынешнем своем виде сложился сравнительно недавно: около тысячи лет назад. Что же было до того, в ту самую эпоху раннего христианства, к которой принято апеллировать в «продвинутых» дискуссиях за свободную любовь? Как правило, звучит такое мнение: да просто помолился батюшка, благословил — и все, вы уже муж и жена!

На самом деле в то время брак считался церковным при соблюдении следующих условий:

  • свободное волеизъявление жениха и невесты;
  • разрешение на брак со стороны епископа (то есть Церковь могла и не благословить конкретный брачный союз, посчитав его по разным обстоятельствам неспасительным!);
  • объявление о новом статусе молодых перед церковной общиной;
  • и наконец, соборная молитва Богу о новой семье.
И речи не было о том, что вступление в брак — частное, «приватное» дело двоих. Наоборот: новобрачные объявляют о своем выборе обществу, а общество свидетельствует перед Богом о той ответственности, которую это накладывает на мужа и жену. После заключенного таким образом брака не только Бог, но и люди вправе требовать от мужа и жены соблюдения принесенных обетов.
Сейчас все иначе: и вера, и любовь стали «очень интимным делом», об этом неудобно спрашивать, в этом не
принято давать отчет… И иногда эта интимность — обратная сторона нашей закомплексованности и несвободы. В нас нет решимости. «А нельзя разве просто так обойтись?..» За этим унылым вопросом на поверку прячется не отстаивание свободы, а страх нравственной ответственности: «Вдруг не осилю?» Именно этот мертвящий страх прячется за нервическим требованием секулярного общества — все больше и больше освобождаться: от догм, от авторитетов, от традиций… Совсем иную свободу дарит человеку церков-
ная вера: «Страха нет в любви, но совершенная любовь вон изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. А боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4: 18).
Итак, выбор между малодушным страхом и бесстрашной любовью — за нами.Обручение. 1. Обручение. Свечи. Рассказывая о крещении, мы говорили о том, что, прежде чем войти в церковное общение, человек должен пройти период оглашения. Подобный «испытательный срок» предусмотрен и для готовящихся стать мужем и женой. Начало ему кладет обручение или помолвка. В наши дни роль обручения играет помолвка, а само обручение, подобно чину оглашения, соединяется с последующим таинством венчания в единую службу. Молодые становятся в притворе храма (или в задней, западной его части, при входе). Жених — справа, невеста — слева, поскольку традиционно в церкви правая сторона (напротив иконы Спасителя в иконостасе) считается мужской, а левая (напротив образа Божией Матери) — женской. Священник вручает обоим горящие свечи как знак святости их намерения. Заметьте: свечу держат в левой руке (иначе как же осенять себя крестным знамением?).Обмен2. Обмен кольцами. Испросив у Бога ниспослать жениху и невесте дар любви и единомыслия, священник возлагает на правую руку каждому из них кольцо. «Обручается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Обручается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)…» Жениху вначале надевается кольцо невесты, а невесте — жениха, а после священник трижды меняет их в знак того, что в браке каждый из супругов передает власть над собой другому (перстень всегда был знаком власти). Раньше у невесты было серебряное кольцо, а у жениха золотое, что соответствовало словам апостола Павла, которые читаются на венчании, о том, что муж является главой жены, как Христос Церкви, но вместе они составляют одно тело, один организм, причем навечно, о чем также говорят своей формой кольца. После этого совершается молитва, в которой пред Богом воспоминаются многочисленные случаи из Священного Писания, когда возложение перстня являло надежный залог верности принятому решению. 3. Слово священника к вступающим в брак. После обручения священник торжественно ведет жениха с невестой в центр храма, перед ними несут свечу и поется псалом с припевом: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». Венчающиеся встают на белое полотенце, символизирующее, как и платье невесты, чистоту вступающих в брак. Священник оборачивается к ним лицом и произносит напутственное слово о тайне супружеской жизни, о ее духовной стороне. Обычно венчание совершает духовник обоих супругов или только жениха, но, конечно, знакомый и с его невестой, поэтому он может сказать самые важные слова, нужные именно для них, для их счастливой семейной жизни. Зная и лучшие стороны своих духовных чад, и их недостатки, священник дает совет, как сохранить и преумножить ту любовь, которую они имеют, в различных жизненных испытаниях.Испытание4. Испытание жениха и невесты перед венчанием. Теперь священник проводит последнее «испытание», т. е. спрашивает у будущих супругов, не изменились ли их намерения: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль пояти себе в жену сию, юже зде пред тобою видиши? Не обещался ли иной невесте?» Подобный же вопрос обращается и к невесте. Это свидетельство жениха и невесты перед лицом всей Церкви подобно произнесению крещальных обетов. Пусть и очевидный ответ, но вслух произнесенный человеком перед лицом Церкви, отнюдь не малость. Это — обет святого венчания. Зачем 5. Зачем поминают мучеников? Возложению венцов предшествуют три молитвы, где поминаются многие святые супруги: от Адама и Евы до Захарии и Елисаветы, родителей Иоанна Крестителя. Поминается также и Приснодева Мария, от которой Сын Божий благоволил воплотиться; и брак в Кане Галилейской. Итак: «Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру!.. Сохрани их, Господи Боже наш, якоже сохранил еси Ноя в ковчеге!..Помяни их, Господи Боже наш, якоже помянул еси Твоих 40 мучеников, низпослав им с небесе венцы!..» Воспоминание о мучениках весьма уместно. Мученики не отказались от любви Христовой и перед лицом смерти, но показали в страданиях совершенное терпение, зная, что терпение рождает любовь (ср.: 2 Пет. 1: 5-7; Рим. 5: 3-5). И брак как обретение единства все-таки двух разных людей вполне сроден мученическому подвигу, добровольной жертве самим собой ради другого, о чем свидетельствует возложение венцов, как Господь возлагает венцы на мучеников. Возложение 6. Возложение венцов, призывание благословения Божия. И вот: «Венчается раб Божий (имярек) рабе Божией (имярек)!.. Венчается раба Божия (имярек) рабу Божию (имярек)!» Венцы либо возлагаются молодым прямо на голову, либо их держат восприемники (т. е. свидетели брака). Выбор зависит от местных традиций храма либо от практической необходимости. Венцы — это, с одной стороны, награда за соблюдение чистоты женихом и невестой, за готовность их на подвиг супружества, а с другой — знак царственного достоинства, которое приобретают муж и жена, несущие полную ответственность за управление и строение своей семьи как суверенного государства, как малой Церкви. Священник призывает на жениха и невесту благословение Божие, троекратно молясь с воздетыми руками: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я (т. е. их)!» После этого читается Евангелие о посещении Христом брака в Кане Галилейской. Это чтение говорит не только о благословении Богом «законного супружества», но и о предстательстве Божией Матери за вступающих в брак. Чаша 7. Чаша с вином. До XII века венчание, как и все прочие церковные таинства, было сопряжено с главнейшим таинством святой Евхаристии. И теперь как раз на том месте службы, где надлежало быть причащению, сохранился след древнего порядка: молодым преподают общую чашу с вином. Как и на литургии, в этот момент поется «Отче наш», и слова «да будет воля Твоя» воспринимаются как свидетельство того, что брак является исполнением молодыми открывшейся им воли Божией. Связь венчания с Евхаристией не утеряна и сейчас: обычно в день венчания утром жених с невестой причащаются первыми на литургии, а в некоторых храмах даже стоят во время литургии в центре храма в венчальных одеждах. Чаша же вина приобрела смысл того, что супругам нужно будет вместе пить чашу жизни, всех ее радостей и невзгод. Крестный 8. Крестный ход вокруг аналоя. Теперь венчание — свершившийся факт. Соединив руки молодоженов, священник ведет их вокруг аналоя, на котором лежит Святое Евангелие. Троекратное — в честь Пресвятой Троицы — обхождение по кругу, символу вечности, есть знак торжества рождения новой христианской семьи, напоминающей торжество рождения нового христианина в таинстве крещения, и особенно торжество рождения нового священника в таинстве хиротонии, когда при обхождении вокруг престола поются те же песнопения, что и при венчании: «Исаия, ликуй — Дева име во чреве и роди Сына Еммануила, Бога же и Человека!..»; «Святии мученицы!.. молитеся ко Господу спастися душам нашим!»; «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов Похвало!..». О чем все это? О проповеди: пророки, апостолы, мученики и все святые проповедали пришествие в мир Спасителя Бога, имя Которому — Любовь. Так и сама жизнь в христианском браке — это дерзновенная проповедь о великой надежде: в нашем мире живет — не умерла и не оскудела Любовь! Снятие 9. Снятие венцов, благословение иконами. Этот момент — снятие венцов — можно прокомментировать кратко: венцы видимые снимаются, но небесные венцы Божественной благодати и помощи остаются на главах супругов навсегда! В завершение священник благословляет молодых двумя иконами — Спасителя и Богородицы, — которые стояли перед царскими вратами у иконостаса на протяжении всей службы. Эти святые образа будут поставлены в красном углу дома молодоженов, перед ними будет совершаться совместная молитва супругов, а после — их детей и внуков

Соборование : выздороветь и воскреснуть    

Великим Постом, во всех храмах происходит Таинство елеосвящения, или соборования. В чем смысл этого Таинства? Как оно совершается? Об этом рассказывает корреспондент «НС» Ирина СЕЧИНА, побывавшая на соборовании в больничном храме святого Царевича Димитрия (Москва).

Предлагаем посмотреть подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов службы и прочитать подробную справку об этом таинстве.


На Соборовании освящаются масло и зерно. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь — по выздоровлении, и после всеобщего воскресения. («Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.» Ин. 12, 24) Елей служит видимым знаком благодати исцеления, по словам евангельским. («Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли.» Мк.6, 13)


Вся ответственность за приготовление к Соборованию лежит на алтарнике. На братском соборовании (его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса), будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным. Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны


В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм


На клиросе все готово


И алтарник приготовил все, что нужно


И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят


Священники выходят из Алтаря. Начинается первая часть таинства. Она представляет собой сокращенную утреню


Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол (и елей на нем), иконы и всех людей, произносит возглас: «Благословен Бог наш…»


Поскольку подвечники из храма вынесли, все зажигают свечи от свечи алтарника


От одной свечки зажглись все остальные, и вскоре весь храм заполнился огоньками. После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие (142 псалом), затем малая ектения (прошение), и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»


После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. дополнил уже существующие семь молитв произносимых при помазании


Затем начинается вторая часть чинопоследования — освящение елея. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле (сосуде) с елеем есть вино

После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым


Далее начинается третья часть — помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: «Отче Святый, Врачу душ и телес…». Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: «исцели раба Твоего…». Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом


Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе


В Требнике сказано: «Вземлет (возьмет) иерей стручец (палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку), и омочив его во святый елей (масло), помазует болящего крестообразно — на челе, на ноздрях, на ланитех (щеках), на устех (губах), на персех (груди), на руках на обе стране (с двух сторон)». То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека.
В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем «секторе». Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый».


Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки


После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание


Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения


Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано — больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю


После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено (обычно в храме в лампадке или в кадиле). Если же чин совершался над умирающим больным и больной умер, то остаток святого елея крестообразно возливает на него священник при погребении


И вот приготовлены Евангелия и Кресты для заключительной части таинства.


На главу больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Сначала Евангелие возлагается на главы священников. (Они тоже участвовали в таинстве) Все священники вместе держат Евангелие и каждый по очереди входят под образовавшийся свод. В это время первенствующий священник читает во всеуслышание разрешительную молитву, в которой говорится: «Царю Святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех… но Твою руку крепкую и сильную, яже во Святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего…»


Затем все священники, проходя по рядам стоящих, возлагают каждому на главу Евангелие и дают целовать Крест


Так заканчивается таинство, в котором ради молитв Церкви, Господь нам прощает грехи, дает силы не унывать и бороться за свое спасение, исцеляет от телесных немощей и мы, обновленные, готовимся соединиться с Господом в Причастии Его Святых Божественных Тайн, чтобы воскреснуть для жизни новой


После окончания Соборования раздают освященное зерно. Никакого указания, кроме как сжечь его, нет. Но из особого благочестия, некоторые верующие его берут домой и употребляют в пищу. Это, так называемая «благочестивая традиция».


Еще одна благочестивая традиция — брать себе освященного масла с вином после соборования. Как сказано выше, им уже ничего нельзя помазывать, но его можно сжечь в лампадке дома.


Выходя из храма, так приятно вдыхать воздух, уже напоенный весенними запахами и чувствовать обновление не только в природе, но и в самой душе

Елеосвящение, (от греческих слов «масло» — «элайоа» и «милость» — «элеос») — таинство помазывания освященным маслом (елеем). Еще его называют соборованием от слов «собор», «собрание», потому что таинство это должно совершаться семью священниками, как сказано в Требнике, составленном Петром Могилой в середине XVII века. Таинство может совершать и один священник, но только в случае крайней необходимости.

Вообще-то елеосвящение может совершаться не только в пост. Над больным человеком оно может быть совершено в любое время, так как основная цель Елеосвящения — исцеление от болезни.

Как и всякое Таинство Церкви, елеосвящение берет свое начало в Евангельской истории, в деяниях Иисуса Христа и Его апостолов. В Евангелии мы читали о том, как Иисус Христос исцелял больных. Его ученики, апостолы, по Его завету тоже исцеляли больных. Например, в одном из путешествий, апостол Павел гостил в доме у человека по имени Публий. «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его» (Деяния 28, 8). Первоначально таинство исцеления совершалось через возложение рук. В современном чине таинства Елеопомазывания есть напоминание о том, что когда-то для исцеления больных Иисус Христос и апостолы, принявшие от Него благодать Духа Святого, исцеляли через возложение рук на голову больного.

Но уже в послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». (Иак. 5, 14-16). Постепенно возложение рук заменилось помазыванием святым маслом. Напоминание о возложении рук в конце современного чина соборования на голову больного кладется Евангелие, как бы рука Самого Господа.

Помимо исцеления от болезней в таинстве Елеосвящения, как сказано в том же послании апостола Иакова, прощаются грехи: «И восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему». Поэтому, и здоровые физически люди, во время поста, во время особой борьбы с грехом, перемены жизни не только с особым усердием приступают к таинству исповеди, но и восполняют его таинством елеосвящения. Таким образом, соборование во время поста помогает каяться в своих грехах с особым усердием. Отсюда традиция приурочивать таинство Елеосвящения для здоровых людей к времени Великого Поста.

Какие грехи прощаются в Таинстве елеосвящения?
Не обычные, которые больной и так уже исповедовал, а особые, разрешение которых, он не мог получить в таинстве покаяния. Какие это могут быть грехи? Например, грехи давние, забытые и неисповеданные; грехи по неведению; грехи, ставшие причиной болезни, но болящий не знал о них; грехи, которые больной из-за тяжелого состояния не смог рассказать духовнику, или не может теперь понести за них епитимью, загладить их добрыми делами. Таким образом, таинство Елеосвящения тесно связывается с таинством Исповеди. Исповедь должна либо предшествовать Елеосвящению, либо быть вскоре после него.

Во время соборования молитвы об исцелении, чтение Евангелия и помазывание освященным маслом повторяется семь раз. Молитва об исцелении всегла разная, и всегда разное чтение Евангелия. Но молитва, так называемая Совершительная, которая читается при помазывании святым маслом, всегда одинаковая.
В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении и помазывали его освященным елеем, как было заповедано апостолами. Тогда читались лишь немногие молитвы, Евангелие и совершительная молитва. Некоторых больных, для совершения над ним молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом. В IX веке к молитвам прибавился канон. Так постепенно сложилось чинопоследование таинства.

Некоторые думают, что соборование совершается только над умирающими, существовало даже суеверие, что стоит только совершить его, больной непременно умрет. Напомним, что никому не известен Божий промысел о человеке — главное, что он непременно благой. Даже, если больному не суждено жить дальше, соборование правильно подготовит его для перехода в вечность и, по молитвам Церкви, облегчит ему страдания. Если же Богу будет угодно, то больной выздоровеет от болезни и получит возможность изменить свою жизнь. Для здорового человека в этом таинстве происходит очищение от грехов и духовное выздоровление.
«Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский. Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80).

 

 

просмотров(870)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *